Перевод статьи из книги Practical Typography, автор которой — дизайнер из Лос Анджелеса Matthew Butterick. Оригинал статьи на practicaltypography.com.

Смелое утверждение, но я его полностью поддерживаю: если вы вникнете в следующие пять типографических правил и будете им следовать, то будете знать в типографике больше, чем 95% профессиональных писателей и 70% профессиональных дизайнеров.

Для этого нужно всего лишь 10 минут — 5 минут, чтобы прочитать эти правила один раз и 5 минут, чтобы прочитать их еще раз.

Готовы? Вперед.


  1. Качество вашего документа в плане типографики прежде всего определяется тем, как выглядит основная часть текста. Почему? Потому что текст основной части документа занимает больше всего места. Поэтому каждый свой проект начинайте с приведением в порядок основной части, а затем уже занимайтесь остальным текстом.
    В свою очередь, внешний вид основного текста зависит от следующих четырех правил:
  2. Кегль в пунктах — это размер букв. В печати удобнее всего использовать размер от 10 до 12 пунктов. В вебе — 15-25 пикселей.
  3. Интерлиньяж — межстрочный пробел. Он должен составлять 120-145% от размера шрифта. В текстовых редакторах необходимо вводить эту величину вручную, так как по умолчанию стоит слишком маленькое значение. В CSS используйте параметр line-height.
  4. Длина строки — ширина текстового блока. Длина строки должна составлять около 45-90 символов или 2 алфавита нижнего регистра:
    абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюяабвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя
  5. И, наконец, выбор шрифта. Самый быстрое, простое и наиболее явное улучшение, которое вы можете осуществить — это игнорировать шрифты, которые были установлены на вашу операционную систему (системные шрифты) и купить профессиональный шрифт. Это позволит вашему проекту обрести профессиональный вид, так, будто им занимался профессиональный дизайнер.

    Если же это не возможно, вы все-таки можете создать хорошую типографику с помощью системных шрифтов. Но выбирайте тщательно. И никогда не отдавайте свое предпочтение Times New Ro­man или Ar­ial, так как их выбирают только безразличные и неряшливые люди. Не дизайнеры. Не вы.

Вот и все. Как только вы начнете применять эти правила, вы заметите, как ваши документы начинают выглядить прямо как профессиональные издаваемые материалы.